Учебная деятельность

 

 

 

 

  

МГУТУ им. К.Г. Разумовского проводит  приём в Магистратуру по направлению «Экономика», специализация «Кластеризация предприятий».

Концепция кластеров предприятий неразрывно связана с повышением конкурентоспособности  малого бизнеса.  Руководство ряда российских регионов оказывает активную поддержку процессу создания кластеров на своей территории. В настоящее время специалисты в сфере кластерных технологий в высшей степени востребованы в регионах. Их знания позволят также реализовать потенциал малого бизнеса и вывести на новый качественный уровень конкурентоспособность российских регионов.

Руководитель программы – ректор университета, заведующая кафедрой «Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса», доктор экономических наук, профессор Иванова Валентина Николаевна.

Магистратура даст возможность получить фундаментальные знания.  По окончании магистратуры выпускники получают степень  «магистр экономики».

Ключевые преимущества обучения в магистратуре:

окончивший магистратуру имеет возможность защитить кандидатскую диссертацию, т.к., во-первых,  в процессе обучения сдает кандидатские минимумы;

во-вторых, диплом магистра может стать темой и содержанием диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук;

в-третьих, овладеет навыками кластеризации малого бизнеса. 

МГУТУ является одним из немногих вузов, в которых  осуществляется заочное обучение в магистратуре, что дает возможность овладеть знаниями в экономических областях без отрыва от производства.

Условия поступления.

На обучение в магистратуре принимаются лица, имеющие высшее образование.

При поступлении предоставляется обычный набор документов. Зачисление производится по результатам вступительных испытаний.

Срок обучения 2 года. Форма обучения: дневная, заочная.

 

Адрес кафедры «Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса»: Москва, ул. Рабочая, дом 93, МГУТУ, комн № 207.

Контактная информация: 8-903-9622783 Мешкова Наталья Владимировна   E-mail: kmf@mgutm.ru; nmeshkova@yandex.ru; Информация на сайте www.mgutm.ru.

  

 

   

 
МГУТУ им К.Г.Разумовского осуществляет  приём в Магистратуру по направлению «Экономика», специализация «Макроэкономическое прогнозирование и форсайт».

В экономике предпринимательской деятельности прогноз – это важный этап процесса планирования  развития предприятия, региона  или экономики страны в целом. Форсайт как инновационная технология прогнозирования дает возможность оценки последствий принимаемых экономических или политических решений. Сегодня, форсайт используется как системный инструмент влияния на  формирование будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных, общественных отношениях, культуре и др. Его особенность состоит в том, что  он предполагает не только участие всех заинтересованных слоев гражданского общества в формировании картины будущего, но и мотивирует участников к активным действиям по реализации предсказываемых изменений.

Руководитель программы – заведующий кафедрой «Маркетинга и Форсайта»,

доктор экономических наук, профессор Третьяк Владимир Петрович.

 

 

МГУТУ   им. К.Г.Разумовского проводит приём в Магистратуру по направлению «Менеджмент», специализация «Маркетинг»

В экономике предпринимательской деятельности маркетинг – это важная составляющая процесса управления. Основная задача подготовки по магистерской программе «Маркетинг» - выработка у студентов профессиональных знаний и навыков ведения управленческой, научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области маркетинга. Углубленное изучение современной концепции постклассического маркетинга в области пищевой индустрии сочетается с практическими занятиями, где студенты могут применить теоретические знания, выполняя кейсы и реальные задания, предлагаемые российскими и зарубежными компаниями. Студенты получают возможность изучить значительный объем различных базовых и специальных учебных дисциплин по всем разделам маркетинга, включая нематериальные активы и их влияние на рост ценности компании.  

Руководитель программы – заведующий кафедрой «Маркетинга и Форсайта»,

доктор экономических наук, профессор Третьяк Владимир Петрович.

 

 
Выписка
из протокола №10 заседания ученого совета
института "Экономики и бизнеса" МГУТУ
от 23 июня 2010 г.
 
Слушали: вопос о закреплении дисциплин за кафедрами института "Экономики и бизнеса" на 2010-2011 учебный год.
Постановили: закрепить за кафедрой "Маркетинга и форсайта":
Интернет-маркетинг
Коммерческие инновации
Конъюнктура рынка и конкурентоспособность продукции
Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара
Маркетинг
Маркетинг гостиничного и туристического бизнеса
Маркетинг инноваций
Маркетинг на предприятиях общественного питания
Маркетинг на промышленных предприятиях
Маркетинг продовольственных товаров
Маркетинг услуг
Маркетинговые исследования
Маркетинговые коммуникации
Международный маркетинг
Методические основы Форсайта
Методы предпрогнозных исследований
Методы моделирования коммерческой деятельности
Методы оценки эффективности предприятий торговли
Методы экспертных оценок в социально-экономическом прогнозировании
Организация малого бизнеса
Организация сервиса на рынке товаров
Организация Форсайт-исследований
Основы коммерческой деятельности
Основы социально-экономического прогнозирования
Основы футурологии
Перспективы социально-экономического развития России
Поведение потребителей
Прогнозирование мировых товарных рынков
Прогнозирование и регулирование региональных экономических процессов
Прогнозирование и стратегическое планирование
Проектирование товаропроводящих систем в торговле на основе логистики
Промышленный маркетинг
Рекламная деятельность
Система сертификации продовольственных товаров
Состояние современного рынка продовольственных товаров
Социально-экономическое прогнозирование
Стратегический маркетинг
Стратегия коммерческой деятельности
Управление брендом
Управление коммерческой деятельностью
Управление социально-экономическими системами
Форсайт-технология предвидения
Ценовая политика в коммерческой деятельности
Ценовая политика в маркетинге
Экономика знаний.
 
=================================================================

Анонсы

 Учебных программ курсов, читаемых кафедрой «Маркетинга и Форсайта» в рамках магистерской программы «Социально-экономическое прогнозирование и Форсайт»

 

Программа

курса «Основы футурологии»

 

Учебная программа по курсу «Основы футурологии» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

            Рабочая программа соответствует учебному плану подготовки магистров по специальности «Экономика».

            Изучение курса «Основы футурологии» предназначено для формирования и усвоения знаний, умений и навыков в области  теории и практики перспектив развития мировых социально-экономических систем, которые необходимы для работы, как в  государственных, так и в коммерческих структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере прогнозирования развития  экономики  и социальной сферы  России и других стран.

            Основные задачи преподавания дисциплины:

  • ознакомление студентов с основными концепциями современной футурологии
  • изучение актуальных направлений развития социально-экономических систем в ХХI веке
  • привитие практических навыков анализа тенденций развития мировых социально-экономических систем
  • с позиций экономической теории.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать основные направления эволюции социально-экономических систем в ХХI веке
  • Уметь самостоятельно оценивать перспективы мировых социально-экономических процессов;
  • Иметь представление об основных тенденциях развития мировых социально-экономических систем

Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и организацию самостоятельной работы студентов.

      Дисциплина изучается в течение одного семестра при общем объеме учебной нагрузки: 44 часов (аудиторные занятия) и 30 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 44 часов, в том числе 24 часов лекций, 20 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачета.

 

Программа

курса «Cоциально-экономическое  прогнозирование»

 

Учебная программа по курсу «Социально-экономическое  прогнозирование» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

            Рабочая программа соответствует учебному плану подготовки магистров по специальности «Экономика».

Изучение курса «Социально-экономическое  прогнозирование» предназначено для формирования и усвоения знаний, умений и навыков в области  теории и практики прогнозирования динамики социально-экономических  систем, которые необходимы для работы, как в  государственных, так и в коммерческих структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере прогнозирования развития  социума, экономики и отдельных ее отраслей.

В рамках курса рассматриваются особенности количе­ственных методов прогнозирования развития социально-экономических систем, процедуры реализации функции прогнозирования, даются рекомендации по практическому использова­нию аналитических методов обоснования прогнозов в практике разра­ботки управленческих решения.

При формировании курса сделана попытка сократить заметный раз­рыв между требованиями реально работающей, «живой» экономической среды и сложившейся практики препо­давания в российских экономических вузах технологии прогнозирования. Особое внимание уделяется структурно-функ­циональному и комплексному подходу при решении сложнейших за­дач прогнозирования и планирования.

Учебный материал представлен в форме краткого изложения соответствующих тем дисциплины.

Цель курса – дать студентам знания о методологии и методиках разработки социально экономических прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования.

Задачи курса

·         Дать представление о теории научного предвидения, целях и задачах разработки и реализации прогнозов, об основных стадиях, этапах и видов работ разработки прогноза

·         Представить студентам существующие концепции методов социально-экономического прогнозирования и области их применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозирования;

·         Дать характеристику методов социально-экономического прогнозирования в экономически развитых странах и выявить особенности их применения для социально-экономического комплекса России.

·         Научить студентов правильно определять на основе предпрогнозных исследований наиболее эффективные подходы к моделированию социально-экономических систем;

·         Привить студентам навыки использования прогнозирования для практических целей.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать основные методы и методологию социально-экономического прогнозирования;
  • Уметь самостоятельно выявлять и оценивать основные явления и процессы, связанные с развитием экономической системы, формировать рабочие гипотезы и сценарии развития;
  • Иметь представление об основных тенденциях развития социально-экономических систем и основных методах их анализа и прогнозирования.

Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и организацию самостоятельной работы студентов.

      Дисциплина изучается в течение одного семестра при общем объеме учебной нагрузки: 56 часов (аудиторные занятия) и 30 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 56 часов, в том числе 36 часов лекций, 20 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме экзамена.

 

Программа

курса: «Методические основы Форсайта»

 

Исследование перспектив развития с использованием методов Форсайта рассматривается во многих странах как важный инст­румент для формирования национальных и корпоративных стра­тегий и приоритетов, выявления новых возможностей и угроз, мо­билизации ресурсов для реализации скоординированных мер.

Особую значимость Форсайт играет в формировании науч­но-технической политики, в экологии, водном секторе, в исследовании возможных альтернатив изменения климата, то есть в тех облас­тях, которые отличаются высоким уровнем сложности проблем и высоким уровнем неопределенностей.

С появлением и развитием Форсайта постоянно происходят изменения в его миссии, а также с его применением – происходить серьезные изменения в экономике, развитии науки и технологий, в обеспечении экологической безопасности и социальной стабиль­ности, в системе принятия решений, да и в целом - в трансформации общества. Методология Форсайта служит площадкой для диа­лога между различными субъектами политики, инструментарием для формирования сетей, а также информационной основой для адап­тивной политики и стратегии, он превращается в важный инст­румент формирования нового общества, в двигатель трансформа­ционных изменений в обществе.

В условиях роста неопределен­ностей Форсайт в некотором смысле предоставляет возможность для «стабильной игры» в нестабильном мире. Он позволяет ми­нимизировать издержки, обеспечивает мобилиза­цию интеллектуального потенциала различных специалистов – теоретиков и практиков, а также представителей общества как на разработку стратегии, так и стратегическую мобилизацию интеллектуальных и физических ресурсов на ее реализацию.

      Дисциплина изучается в течение семестра при общем объеме учебной нагрузки: 42 часов (аудиторные занятия) и 18 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 42 часов, в том числе 24 часа лекций, 18 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме экзамена.

 

Программа

курса: «Форсайт-технология предвидения»

 

Технология Форсайта предполагает объединение основных субъектов политики для исследо­вания перспектив развития в будущем и для разработки стратегического видения будущего и стратегического банка знаний, необходимого для понимания перспектив развития и соответственно воздействия на траекторию развития в будущем. Практически Форсайт решает задачи фокусирования на долгосрочных тенденциях, событиях, технологических инновациях с тем, чтобы выявить, какие новые вызовы, воз­можности и угрозы они привнесут с собой, какие меры и меха­низмы следует включить с тем, чтобы нивелировать угрозы и поддержать позитивные изменения, не упустить новых откры­вающихся возможностей.

Результаты Форсайт-исследований служат основой для разработ­ки политики, формирования приоритетов и механизмов под­держки приоритетных направлений, для разработки стратегий в самом широком смысле — от национальных и региональных стра­тегий развития, до корпоративных стратегий и стратегий развития отдельных отраслей.

Форсайт ориентирован не только на исследование и по­нимание возможных перспектив развития в будущем, воз­можных траекторий развития в будущем, но и на реализа­цию конкретных мер сегодня, то есть «на действие», которое принесет отдачу в перспективе. Форсайт-исследования предполагают вовлечение в данный процесс различных субъектов политики: представителей органов власти, бизнеса, гражданского общества и науки.

Дисциплина изучается в течение … семестра(ов) при общем объеме учебной нагрузки: 32 часов (аудиторные занятия) и 14 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 32 часов, в том числе 18 часа лекций, 14 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме экзамена.

 

 

Программа

курса: «Организация Форсайт-исследований»

 

В рамках изучения  методов Форсайта наряду с теоретическими положениями и реальными примерами реализации национальных и региональных Форсайтов чрезвычайно важно научить студентов организации Форсайт-исследований с учетом участия в них весьма разнородных групп специалистов и просто заинтересованных лиц.

С появлением и развитием Форсайта постоянно происходят изменения в его миссии, а также с его применением – происходить серьезные изменения в экономике, vbразвитии науки и технологий, в обеспечении экологической безопасности и социальной стабиль­ности, в системе принятия решений, да и в целом - в трансформации общества. Методология Форсайта служит площадкой для диа­лога между различными субъектами политики, инструментарием для формирования сетей, а также информационной основой для адап­тивной политики и стратегии, он превращается в важный инст­румент формирования нового общества, в двигатель трансформа­ционных изменений в обществе.

В условиях роста неопределен­ностей Форсайт в некотором смысле предоставляет возможность для «стабильной игры» в нестабильном мире. Он позволяет ми­нимизировать издержки, обеспечивает мобилиза­цию интеллектуального потенциала различных специалистов – теоретиков и практиков, а также представителей общества как на разработку стратегии, так и стратегическую мобилизацию интеллектуальных и физических ресурсов на ее реализацию.

      Дисциплина изучается в течение семестра при общем объеме учебной нагрузки: 42 часов (аудиторные занятия) и 22 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 42 часа, в том числе 22 часа лекций, 20 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачета.

 

Программа

 курса «Прогнозирование и стратегическое планирование»

 

Учебная программа по курсу «Прогнозирование и стратегическое планирование» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

            Рабочая программа соответствует учебному плану подготовки магистров по специальности «Экономика».

Изучение курса «Прогнозирование и стратегическое планирование» предназначено для формирования и усвоения знаний, умений и навыков в области  теории и практики прогнозирования российской экономики, которые необходимы для работы, как в  государственных, так и в коммерческих структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере прогнозирования развития  экономики России и отдельных ее отраслей.

Базовый профессиональный курс прогнозирования и планирова­ния в условиях рынка, охватывающий весь комплекс проблем и мето­дов планирования и прогнозирования в соответствии с требованиями действующих российских образовательных стандартов по специальнос­тям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Мировая экономика", "Менеджмент". Ориентирован на практическое примене­ние в условиях отечественного рынка, обобщает российский опыт, опыт развитых стран, показывает возможности его применения в рос­сийских условиях.

Цель курса – дать студентам знания о практическом применении прогнозирования и стратегического планирования для регулирования развития социально-экономических систем.

Задачи курса

·                          Представить студентам существующие концепции функционирования и эволюции экономических систем, способах управления, качестве и устойчивости экономического развития;

·                          Дать представление о разработке стратегий и проектов, использования методов прогнозирования и планирования в практической деятельности предприятий и органов власти;

·                          Научить студентов выявлять и диагностировать информационные потоки, проводить отбор необходимой информации для планирования и прогнозирования, методам оценок и моделирования в условиях неопределенности.

·                          Привить студентам практические навыки стратегического планирования развития организаций, прогнозирование рынков сбыта продуктов, стратегического финансово-экономического планирования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

·              Знать основные методы и методологию прогнозирования и стратегического планирования социально-экономических систем;

·              Уметь самостоятельно выявлять и оценивать основные явления и процессы, связанные с развитием экономической системы, проводить поиск информации, необходимой для прогнозирования и стратегического планирования;

·              Иметь представление о практике использования прогнозирования и стратегического планирования развития социально-экономических систем.

Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и организацию самостоятельной работы студентов.

  Дисциплина изучается в течение одного семестра при общем объеме учебной нагрузки: 56 часов (аудиторные занятия) и 20 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 56 часов, в том числе 36 часов лекций, 16 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме экзамена.

 

Программа

курса: «Теория экономического развития»

 

Учебная программа по курсу «Теория экономического развития» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

            Рабочая программа соответствует учебному плану подготовки магистров по специальности «Экономика».

            Изучение курса «Теория экономического развития» предназначено для формирования и усвоения знаний, умений и навыков в области  теории и практики российской экономики, которые необходимы для работы, как в  государственных, так и в коммерческих структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере прогнозирования развития  экономики России и отдельных ее отраслей.

Цель курса – дать студентам знания о различных научных представлениях относительно общего направления, средств и методов оптимального экономического развития стран, не относящихся к группе развитых государств мира, к которым относится и Россия.

Задачи курса

·         Представить студентам существующие концепции и теории экономического развития;

·         Научить студентов правильно ориентироваться в  современных концепциях и теориях экономического развития и оценивать их социально-экономическую подоплеку;

·         Научить студентов формулировать собственные взгляды и представления относительно тех или иных проблем и трудностей экономического развития на страновом, региональном и глобальном уровнях;

·         Привить студентам практические навыки анализа российской экономической ситуации с позиций теории экономического развития. 

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать основные теоретические концепции в области экономического развития;
  • Уметь самостоятельно оценивать основные явления, связанные с развитием российской экономики, и других развивающихся стран;
  • Иметь представление об основных тенденциях социально-экономического развития России и основных методах их анализа и прогнозирования.

Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и организацию самостоятельной работы студентов.

      Дисциплина изучается в течение одного семестра при общем объеме учебной нагрузки: 52 часов (аудиторные занятия) и 30 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 52 часов, в том числе 36 часов лекций, 16 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме экзамена.

 

 

 

 

 

Программа

курса: «Методы экспертных оценок в экономическом прогнозировании»

 

Программа курса «Методы экспертных оценок в экономическом прогнозировании» разработана в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта  Министерства образования Российской Федерации. Данный курс входит в цикл дисциплин для студентов всех форм обучения  по  специальности «Социально-экономическое прогнозирование и Форсайт».

Необходимость данного курса объясняется тем, что процесс развития в России рыночных отношений обусловил появление потребности в специалистах, владеющих навыками, позволяющими обеспечить нормальное, полноценное  функционирование рыночных структур. Методы экспертных оценок составляют основу нормативного подхода к прогнозированию, непосредственно дающего видение будущего, что служит исходным моментом для поиска возможных стратегий его достижения

Дисциплина «Методы экспертной оценки в экономике» играет большую роль в профессиональной подготовке экономистов специального профиля, т.к. основана на использовании знаний, опыта, интуиции специалистов (экспертов), занимающихся прогнозированием на базе изучения и анализа результатов исследований. Оценка вероятностного значения комплексных показателей вырабатывается в виде суждений и мнений экспертов.

В курсе «Методы экспертных оценок в экономическом прогнозировании» изложены сущность и содержание основных методов экспертных оценок и особенностей их применения при решении практических задач прогнозирования экономических процессов.

Цель курса -  изучение экономических аспектов прогнозирования экономических процессов с помощью методов экспертных оценок.

Предметом курса является система экономических, организационных и статистических методов, позволяющая на основе анализа, расчетов и прогнозов принимать осмысленные решения.

            Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий. В результате изучения дисциплины студенты должны не только хорошо разбираться в понятийном аппарате, но и квалифицированно применять знания на практике.

 

 

Программа

 курса «Методы предпрогнозных исследований»

 

Учебная программа по курсу «Методы предпрогнозных исследований» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

            Рабочая программа соответствует учебному плану подготовки магистров по специальности «Экономика».

Изучение курса «Методы предпрогнозных исследований» предназначено для формирования и усвоения знаний, умений и навыков в области  теории и практики прогнозирования российской экономики, которые необходимы для работы, как в  государственных, так и в коммерческих структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере прогнозирования развития  экономики России и отдельных ее отраслей.

Курс «Методы предпрогнозных исследований» представляет собой введение в проблему проведения экономических исследований и их ядро – прогнозирование. Курс предназначен для подготовки специалистов в сфере управления и экономики предприятий и содержит сведения, необходимые для выбора методов предпрогнозных исследований для практического использования в деятельности менеджмента предприятий. Курс построен на основе современных системных подходов, изучения наиболее эффективных и перспективных моделей для предпрогнозных исследований, технологии сбора первичных данных и использования вторичных и третичных источников информации. Курс является переходным – он учитывает современные проблемы экономической теории, позволяет организовать практическую работу в условиях становления интеллектуальных информационных систем и использования их достижений для практического управления предприятием. Курс позволяет приобрести знания, достаточные для взаимодействия (постановки задач проведения и приемки результатов исследования) со специалистами в области математических методов экономических исследований.

Цель курса – дать студентам знания о различных научных представлениях относительно общего направления, средств и методов предпрогнозных исследований.

Задачи курса

·         Представить студентам существующие концепции экономических исследований и особенности предпрогнозных исследований, привить навыки работы с экономической информацией, научить приемам поиска необходимой экономической информации;

·         Научить студентов правильно ориентироваться в  современных концепциях и теориях экономического развития, оценивать возможности их использования для прогнозирования ситуации и последствий управленческих решений;

·         Научить студентов определять объект, предмет, проблемы, цели, задач, необходимое время упреждения прогноза, формировать гипотезы, собственные взгляды и представления относительно проблем и трудностей экономического развития на уровне предприятия, региональном, страновом и глобальном, проводить выбор методов, структуры и организации исследования.

·         Привить студентам практические навыки анализа российской экономической ситуации, диагностики систем с позиций подготовки необходимой информации для прогнозирования, выбора моделей, пригодных для прогноза данной экономической системы, сбора данных прогнозного фона.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать основные методы и методологию предпрогнозных исследований в сфере экономики;
  • Уметь самостоятельно выявлять и оценивать основные явления и процессы, связанные с развитием экономической системы, проводить поиск источников информации – первичных, вторичных, третичных и сбор данных, достаточных для проведения предпрогнозных исследований;
  • Иметь представление об основных тенденциях развития социально-экономических систем и основных методах их анализа и прогнозирования.

Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и организацию самостоятельной работы студентов.

      Дисциплина изучается в течение одного семестра при общем объеме учебной нагрузки: 52 часов (аудиторные занятия) и 30 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 52 часов, в том числе 36 часов лекций, 16 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме экзамена.

 

Программа

курса «Прогнозирование мировых товарных рынков»

 

Учебная программа по курсу «Прогнозирование мировых товарных рынков» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

            Рабочая программа соответствует учебному плану подготовки магистров по специальности «Экономика».

Изучение курса «Прогнозирование мировых товарных рынков» предназначено для формирования и усвоения знаний, умений и навыков в области  теории и практики прогнозирования динамики социально-экономических  систем, которые необходимы для работы, как в  государственных, так и в коммерческих структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере прогнозирования развития  социума, экономики и отдельных ее отраслей.

В рамках курса рассматриваются особенности разработки прогнозов конъюнктуры и цен на мировых товарных рынках, особое внимание уделяется методам оценки точности и надежности подобных прогнозов, даются рекомендации по практическому использова­нию аналитических методов обоснования прогнозов в практике разра­ботки управленческих решений.

В курсе сделана попытка сократить заметный раз­рыв между требованиями реально работающей, мировой экономической среды и сложившейся практикой препо­давания в российских экономических вузах методов прогнозирования. Особое внимание уделяется комплексному подходу при решении сложнейших за­дач прогнозирования мировых товарных рынков..

Учебный материал представлен в форме краткого изложения соответствующих тем дисциплины.

Цель курса – дать студентам знания о методологии и методиках разработки экономических прогнозов состояния мировых товарных рынков, в том числе рынков сельскохозяйственной продукции, показать применение наиболее эффективных методов прогнозирования.

Задачи курса

·         Дать представление об основных понятиях, целях и задачах разработки и реализации прогнозов состояния мировых товарных рынков;

·         Рассказать об основных стадиях, этапах и видов работ в ходе

разработки прогнозов мировых товарных рынков;

·         Представить студентам существующие методы и модели прогнозирования мировых товарных рынков и области их применения в ходе изучения теоретических положений курса;

·         Привить студентам навыки использования методов прогнозирования для решения практических задач по анализу перспектив мировых товарных рынков.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать основные методы, модели и методологические основы прогнозирования мировых товарных рынков;
  • Уметь самостоятельно выявлять и оценивать основные явления и процессы, связанные с развитием мировых товарных рынков, формировать рабочие гипотезы и сценарии их развития;
  • Иметь представление об основных тенденциях развития мировых товарных рынков и основных методах их анализа и прогнозирования.

Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и организацию самостоятельной работы студентов.

      Дисциплина изучается в течение одного семестра при общем объеме учебной нагрузки: 56 часов (аудиторные занятия) и 20 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 5 часов, в том числе 28 часов лекций, 22 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме экзамена.

 

Программа

курса «Перспективы социально-экономического развития России»

 

Учебная программа по курсу «Перспективы социально-экономического развития  России» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

            Рабочая программа соответствует учебному плану подготовки магистров по специальности «Экономика».

            Изучение курса «Перспективы социально-экономического развития  России» предназначено для формирования и усвоения знаний, умений и навыков в области  теории и практики российской экономики, которые необходимы для работы, как в  государственных, так и в коммерческих структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере прогнозирования развития  экономики России и отдельных ее отраслей.

            Основные задачи преподавания дисциплины:

  • ознакомление студентов с основами современной российской экономики
  • раскрытие роли экономических реформ в модернизации российской экономики
  • привитие практических навыков анализа российской экономической ситуации с позиций экономической теории.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать цели, задачи и результаты экономических преобразований в России и основные направления экономических реформ в предстоящий период;
  • Уметь самостоятельно оценивать основные явления в российской экономике, разъяснять политику правительства России в области экономики;
  • Иметь представление об основных тенденциях социально-экономического развития России и основных методах их анализа и прогнозирования.

Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и организацию самостоятельной работы студентов.

      Дисциплина изучается в течение одного семестра при общем объеме учебной нагрузки: 52 часов (аудиторные занятия) и 30 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 52 часов, в том числе 36 часов лекций, 16 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачета.

 

Программа курса

«Экономика отраслевых рынков»

 

Учебная программа по курсу «Экономика отраслевых рынков» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

            Рабочая программа соответствует учебному плану подготовки магистров по специальности «Экономика».

В процессе обучения студенты развивают и углубляют навыки экономического анализа, учатся оценивать принятые фирмой экономические решения в условиях  разных рыночных структур. Предполагается совершенствование инструментария экономического анализа применительно к исследованию рыночных структур, углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм, изучение пределов  государственного вмешательства в деятельность фирм.

Экономика отраслевых рынков предполагает исследование отраслевых рынков с точки зрения их организации, функционирования и тенденций развития. Основными задачами исследования при этом являются -  проведение анализа концентрации производителей в отрасли, дифференциации продукта, величины барьеров входа на отраслевой рынок, препятствующих эффективной мобильности капитала,  особенностей поведения фирм на отраслевых рынках, определение результативности функционирования рыночных структур с различных точек зрения.

Существует несколько подходов к анализу товарной организации хозяйствования: маркетинговый, институциональный и отраслевой. Изложение теории отраслевых рынков основано на взаимосвязанной логике экономического процесса на различных уровнях: фирмы, отрасли, страны. Анализ отраслевых рынков предполагает получение результатов исследования тенденций изменения структуры рынка в качестве исходных данных для мотивированного изменения поведения фирмы с учетом роста результативности функционирования экономики. Аналитический аппарат теории отраслевых рынков применяется к анализу российской практики  и российской антимонопольной политики. Именно в рамках этой концепции и будет излагаться материал данного курса.

Дисциплина изучается в течение одного семестра при общем объеме учебной нагрузки: 52 часов (аудиторные занятия) и 24 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 52 часов, в том числе 26 часов лекций, 26 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – семестровый письменный тест, экзамен.

 

Программа

курса: «Экономика знаний»

 

Программа курса «Экономика знаний» разработана в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта  Министерства образования Российской Федерации. Данный курс входит в цикл дисциплин для студентов всех форм обучения  по  специальности «Социально-экономическое прогнозирование и Форсайт».

Необходимость данного курса объясняется тем, что процесс развития в России экономики знаний обусловил появление потребности в специалистах, владеющих навыками, позволяющими обеспечить нормальное, полноценное  функционирование подобных структур. Методы экономики знаний составляют основу видения будущего российской экономики, что служит исходным моментом для поиска возможных стратегий его достижения

Дисциплина «Экономика знаний» играет большую роль в профессиональной подготовке экономистов заявленного профиля, т.к. основана на использовании знаний, опыта экспертов, занимающихся прогнозированием в данной сфере экономики на базе изучения и анализа результатов исследований.

В курсе «Экономика знаний» изложены сущность и содержание основных методов данного раздела микроэкономики и особенностей их применения при решении практических задач.

Цель курса -  изучение методологии и прикладных результатов экономики знаний, как перспективного направления экономической науки.

Объектом изучения в  курсе являются знания, используемые для получения дохода участниками соответствующего рынка.

Предметом – экономические отношения, возникающие в результате производства, распределения, обмена и потребления знаний.

   Дисциплина изучается в течение семестра при общем объеме учебной нагрузки: 46 часов (аудиторные занятия) и 20 часов (самостоятельная работа).

Общий объем аудиторных часов по курсу – 46 часа, в том числе 26 часов лекций, 20 часов семинаров.

Самостоятельная работа предусматривает изучение основной и дополнительной учебной литературы, подготовку сообщений на семинарских занятиях, выполнение  эссе и реферата.

Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачета.

 

==========================================================================================

 

ВЫПИСКА

из протокола № 9  заседания ученого совета

института «Экономики и бизнеса» МГУТУ

от  19 мая    2010 г.

 

Слушали: Вопрос об открытии следующих специализаций по направлению «Экономика»: «Социально-экономическое прогнозирование и Форсайт» и «Кластеризация предприятий малого и среднего бизнеса»; по направлению «Менеджмент»: «Маркетинг».

Выступили: В.П.Третьяк предложил открыть следующие специализации по программе Магистратуры «Экономика»: «Социально-экономическое прогнозирование и Форсайт» и «Кластеризация предприятий малого и среднего бизнеса», по программе «Менеджмент»: «Маркетинг».

Постановили:

Ходатайствовать перед Ученым советом МГУТУ по открытию следующих специализаций:

1.     по направлению «Экономика»: «Социально-экономическое прогнозирование и Форсайт»  и «Кластеризация предприятий малого и среднего бизнеса»;

2.     по направлению «Менеджмент»: «Маркетинг».

 

Председатель Ученого совета

института «Экономики, бизнеса и права»,

профессор, к.э.н.                                                                            В.А. Деева

===============================================================================

 

В Московском государственном университете технологий и управления открыт приём в Магистратуру по программе «Маркетинг».

 

Руководитель программы – заведующий кафедрой «Маркетинга и Форсайта», доктор экономических наук, профессор Третьяк Владимир Петрович.

 

Цель программы – подготовка высококвалифицированных маркетологов и исследователей международного уровня для работы в организациях любой формы собственности  в различных отраслях экономики: на промышленных предприятиях, сфере услуг, в государственных структурах, в банках, страховых и консалтинговых компаниях.

 

В реализации программы принимают участие 3 доктора наук, 10 кандидатов наук, специалисты, работающие в соответствующих подразделениях структур органов власти и крупных компаний.

           

По окончании магистратуры по направлению маркетинг, студенты смогут работать:

  • менеджерами, разработчиками и экспертами в маркетинговых отделах компаний и некоммерческих организаций, бренд-менеджерами;
  • консультантами, аналитиками и руководителями проектов в специализированных компаниях, оказывающих маркетинговые услуги;
  • экспертами и специалистами в органах государственного управления, в фондах и государственных учреждениях, курирующих деятельность предпринимательских структур;

·         на крупных компаниях и холдингах в секторах агропромышленного комплекса;

·         на средних и малых производственных предприятиях агропромышленного комплекса;

 

Выпускники программы получат диплом магистра менеджмента по специализации «Маркетинг». Срок обучения 2.5 года

 

Подробнее правила приема можно уточнить на сайте приемной комиссии www.mgutm.ru. Контактная информация на кафедре «Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса»: (495) 915-22-68  Ашалян Лариса Нишановна и Власова Елена Николаевна. Контактная информация приемной комиссии (495) 915-52-10; (499) 764- 91-36

 

 ======================================================================================================

 

В Московском государственном университете технологий и управления открыт приём в Магистратуру по программе  «Экономика» специализация «Социально-экономическое прогнозирование и Форсайт».

Руководитель программы – заведующий кафедрой «Маркетинга и Форсайта», доктор экономических наук, профессор Третьяк Владимир Петрович.

В реализации программы принимают участие 4 доктора наук, 11 кандидатов наук, специалисты, работающие в соответствующих подразделениях структур органов власти и крупных компаний.

В экономике предпринимательской деятельности прогноз – это важный этап процесса планирования. Социально-экономический прогноз определяет область возможностей, в рамках которых могут ставятся реалистичные задачи планирования развития предприятия или экономики страны в целом. Прогнозирование дает возможность оценки последствий принимаемых в экономике решений. Важным направлением исследования будущего является новый инновационный инструмент предвиденья – Форсайт.

Сегодня, Форсайт используется как системный инструмент влияния на  формирование будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных, общественных отношениях, культуре и др. Форсайт отличается почти от всех известных инструментов  научного предвидения тем, что  он предполагает участие многих заинтересованных слоев в гражданском обществе не только в формировании картины будущего, но и мотивирует участников к активным действиям, по реализации ими же, предсказываемых изменений. Студенты, завершившие обучение по магистерской программе:

·         получат знания и навыки в области использования методов и технологий социально-экономического прогнозирования;

·         освоят важные инструменты повышения эффективности и результативности экономической политики компаний и государственных органов власти;

·         приобретут навыки системного  исследования будущего, обеспечивающего формирование особой культуры междисциплинарных разработок;

·         овладеют технологиями обеспечения демократическое взаимодействие представителей науки, бизнеса, государства и общественных организаций, способствующего  формированию общего видения перспектив социально-экономического развития страны.

            Выпускники программы получат диплом магистра экономики по специализации «Социально-экономическое прогнозирование и  Форсайт» и смогут работать в подразделениях государственных органах власти, крупных компаниях в международных организациях, призванных заниматься вопросами стратегического развития и прогнозирования. Срок обучения 2.5 года

Подробнее правила приема можно уточнить на сайте приемной комиссии www.mgutm.ru. Контактная информация по телефону: (495) 915-22-68 Власова Елена Николаевна, Козлов Владимир Александрович. Контактная информация приемной комиссии (495) 915-52-10; (499) 764- 91-36

=================================================================================

 

Методические пособия

 

Дисциплина

Методические документы

Учебно-практические пособия

Практические занятия

1

Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товаров

3510,  3513,  0606

№5823 

(Рябова Т.Ф., Жарская З.В., Александрова М.М.) тир. 100, 2007г.

№4240

(Александрова М.М.,

Рябова Т.Ф., Чижик А.С.) тир. 100, 2004г.,  ост. 20

№5423

(Рябова Т.Ф., Жарская З.В., Пашкевич Е.С.) тир. 100, 2006г., ост. 60

2

Маркетинг.

 0604, 0605, 0606, 0608, 0611, 3510, 3511, 3513

№ 6024

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н., Жириков Ю.Е.) тир 100, 2008г.

№ 6127

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н.) тир 100, 2008г.

№ 5441

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н., Иванова Я.В.) тир 150, 2006г. ост. 80

3

Маркетинг гостиничных и туристических услуг.

0611

№ 5078

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н.) тир 100, 2005г.  ост. 50

 

№ 5518

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н.) тир 50, 2006г. ост 25

4

Маркетинг на предприятиях общественного питания.

0611

№ 5446

(Ашалян Л.Н.) тир 50, 2006г. ост 40

 

№ 5438

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н.) тир 50, 2006г. ост 30

5

Менеджмент и маркетинг (без менеджмента).

1706, 2701-2713

№ 6024

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н., Жириков Ю.Е.) тир 100, 2008г.

№ 4398

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н., Жарская З.В.) тир 150, 2004г. , ост 10.

№ 6131

(Ашалян Л.Н., Жириков Ю.Е.) тир. 150, 2008

№ 5443

(Минаева Е.В., Ашалян Л.Н., Иванова Я.В.)) тир 150, 2006г., ост 100

6

Рекламная деятельность.

3510, 3511, 3513, 0524, 0611

№5770

(Ашалян Л.Н., Маслюкова Е.А., Давыдова М.В.) тир 100, 2007г.

№6136

(Ашалян Л.Н., Колпакова Т.В.) тир. 100,  2008г.

№5412

(Жарская З.В., Жириков Ю.Е.) тир. 150, 2006г.,  ост. 90

 

================================================================================